Главная / Новости и события / Программа на Шаббат

Программа на Шаббат

Дорогие друзья Шалом!
С наступающим Шаббатом!

Время зажигания субботних свечей 20:46.
Время исхода Шаббата в 22:39.

 

Глава Насо

По завершении поголовного исчисления Сынов Израиля отдельно подсчитывается количество левитов в возрасте от 30 до 50 лет — 8580 человек — тех, кто были пригодны для служения и переноски Святилища.

Всевышний сообщает Моше закон о соте, распутной жене, заподозренной мужем в неверности. Также дается закон о назире, человеке, давшем обет воздержания от вина, которому запрещено стричь волосы и становиться ритуально нечистым от прикосновения к мертвому телу.

Первосвященнику Аарону и всем его потомкам-коэнам дается заповедь благословлять народ Израиля особым тройным благословением.

Главы двенадцати колен Израилевых приносят свои подношения в честь освящения жертвенника. При том, что дары их всех одинаковы, они приносятся не в один день, а в разные дни на протяжении двенадцати дней, и во всех подробностях отдельно описываются в Торе.

Программа на Шаббат:

 

Пятница (8 сиван 5777/02.06.2017):

20:46 Зажигание свечей и начало Шаббата,

21:00 Молитва Каббалат Шаббат,

21:30 Кидуш.

 

Суббота (9 сиван 5777/03.06.2017):

10:30 Урок Хасидут,

11:00 утренняя молитва Шахарит,

12:00 Чтение Торы и глава,

14:00 Молитва Минха,

14:30 Кидуш,

22:39  Исход Шаббата.

Шаббат Шалом!

Ваш,
Шмулик Куперман.

 

Из трудов Любавичского Ребе:

 

Отсутствие похвалы — тоже похвала

Глава «Насо» в своем начале завершает подсчет семей колена Леви, которые переносили Храм и его утварь во время странствий по пустыне. Предыдущая глава заканчивалась подсчетом семей Кеата, в чьи обязанности входило переносить Ковчег и храмовую утварь. А нынешняя глава повествует об обязанностях семей Гершона, которые должны были носить полотнища покрытий Шатра Откровения, и об обязанностях семей Мрари, которые должны были носить балки Шатра и его подножия.

В этом «уставе» есть одна существенная разница. Когда речь идет о семьях Кеата и Гершона, Тора использует выражение, несущее смысл уважения и почета: «сочти поголовно» (буквально — «возвысь их главу»), когда же речь идет о Мрари, сказано просто «пересчитай их».

По этому поводу Мидраш замечает: «Сыновьям Кеата и Гершона Б-г оказал уважение — Кеату из-за того, что они носили Ковчег, Гершону из-за того, что был первенцем. Сынам же Мрари, обычного сына (не первенца), которые носили просто балки и подножия, не сказано (поэтому) уважительного «сочти поголовно»».

Такое объяснение вызывает удивление. Неужели только потому, что Мрари был «простым сыном» и в обязанности его сынов входила «только» переноска бревен и столбов, следовало подчеркнуть их низкий статус? Очевидно, что это не только не подчеркнутое принижение их места, а напротив, указание на особые преимущества.

Воздвижение Святилища, в котором пребывала Шхина, было связано с двумя условиями: раскрытие лучших качеств народа Израиля в деяниях — с тем, чтобы проявить это лучшее в работе по возведению Храма; и полное подчинение собственного «я» человека, усмирение гордыни, самоустраненность.

Оба этих условия выполнялись в храмовых служителях-левитах: сыны Кеата и Гершона выражали собой практическую деятельность и посвященность лучших сил человека храмовому служению, сыны же Мрари символизировали полное подчинение и самоустраненность.

Распределение между семьями левитов храмовой службы соответствовало этим аспектам — сынам Кегота и Гершона выпало перенесение Ковчега и основной храмовой утвари, самых важных частей Шатра, что выражало их сущность — использование лучшего из человеческих качеств и из материальных предметов для служения Всевышнему. Сыны же Мрари переносили балки, которые символизируют полное самоотречение, отторжение всего чуждого Творцу. И подобно тому, как балки были фундаментом, основой Святилища, это качество является основой духовного служения человека.

По этой же причине о сынах Мрари не сказано «возвысь их главу». Семьи Кегота и Гершона в своей службе нуждались в «возвышении», по принципу: «И возвысилось сердце его на путях Г-сподних», а для сынов Мрари главным были самоустраненность и простота («простой сын»). Отсутствие упоминания «возвышения главы» по отношению к сынам Мрари служит для того, чтобы подчеркнуть их особое достоинство.

 

         Княжеские приношения

Первые 12 дней месяца Нисан в утренней молитве читают дополнительные отрывки о жертвенных приношениях предводителей колен Израиля из главы Торы «Насо». В эти дни не произносят покаянную молитву Таханун. О причине этого так написано в книге «Шулхан Орух»: «Для освящения жертвенника князья приносили свои жертвенные подношения каждый в свой день, и этот день был праздничным для данного князя».

Странно, что обычай читать отрывки о жертвах князей вообще дошел до наших дней. Ведь это событие происходило лишь однажды – в пустыне через год после выхода из Египта. С тех пор были разрушены оба Храма, начались и закончились вавилонское, персидское и греческое изгнания. Да и во время нынешнего (которое длится уже две тысячи лет!) в еврейской жизни произошло много значимых событий, на первый взгляд, более важных, чем подношения князей. Но, как известно, немногие из них легли в основу еврейских обычаев. Однако о приношениях князей не только не забыли в веках, но и отменили из-за них чтение молитвы Таханун. В чем же причина такого внимания?

По окончании чтения отрывка о князьях произносят молитву: «Да будет воля Твоя, Б-г мой и Б-г отцов моих, что если я, Твой раб, происхожу из колена…, о вожде которого я читал сегодня в Торе Твоей, то да озарят меня все искры и все отблески от святости этого колена, чтобы понимать и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою во все дни жизни моей».

Следовательно, ежегодное упоминание о жертвах князей для освящения жертвенника на протяжении многих поколений – не просто упоминание о делах давно минувших дней, а уходящее в вечность действие, способное освятить и озарить любого из нас всеми «искрами» и «отблесками» от каждого колена Израиля. Причем озарить настолько, что мы начнем «понимать и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю» Всевышнего.

Но теперь возникает другой вопрос: как возможно, чтобы одного человека «озаряло сияние» всех 12 колен: ведь каждый принадлежит только к одному из колен Израиля. Неужели одиннадцать раз из двенадцати мы читаем отрывок, не имеющий к нам никакого отношения?

Здесь следует объяснить каббалистический термин «созревание души», обозначающий абсолютное единение, слияние всех еврейских душ. Как на ранних сроках беременности все органы тела младенца представляют собой одно целое, так и в верхних мирах каждый из нас оказывается частью того же единого целого, что и все остальные евреи, настолько, что может получать свет святости от всех колен.

Строительство переносного Храма в пустыне вообще и освящение его жертвенника в частности положили начало еврейскому служению на все времена. В этом оно похоже на воспитание ребенка: как при помощи воспитания закладывается фундамент всей будущей жизни человека, так и освящение жертвенника заложило основы служения в Мишкане – переносном Храме. Поэтому главы всех колен приняли участие в церемонии освящения, так как «глава поколения – это все». В свете этого становится логичным тот факт, что обычай вспоминать об этом установлен навечно. Ведь связь с главой поколения не теряется никогда и ни при каких обстоятельствах…